Автор: Малышева Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ – детский сад «Звездочка», Саратовская область, Советский район, р.п.Степное
Тема: «Грамотный пешеход – основа безопасности»
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Вид проекта: информационно – познавательный.
Сроки реализации: сентябрь – май
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), педагоги, родители (законные представители), инспектор ГИБДД.
Актуальность: Как показывает статистика ДТП, самыми уязвимыми участниками дорожного движения по-прежнему остаются дети. Зачастую это связано с незнанием и несоблюдением правил дорожного движения. Дети не считаются с реальными опасностями на дороге, переоценивая собственные силы. У них еще не выработана способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Именно поэтому одна из основных задач взрослых - обучение детей основам безопасности дорожного движения. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов. Ведь совсем скоро в жизни дошкольников наступит момент, когда они пойдут в школу, станут более самостоятельными в передвижении по улицам. И тогда перед взрослыми наиболее остро встанет проблема безопасности детей на дороге. Надо как можно раньше начать готовить их ко встрече с улицей, городским движением, отрабатывать умение правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию, приучать обращаться за помощью к старшим. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто знает о существующих опасностях, сможет их своевременно распознать и обойти стороной.
Цель проекта: формирование и закрепление у детей старшего дошкольного возраста необходимых знаний и навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи проекта:
- познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций;
- дать представление об исторической необходимости создания свода правил для водителей и пешеходов;
- сформировать у детей элементарные знания о светоотражающих элементах.
- развивать у детей способность предвидеть опасность в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- развивать внимание, самостоятельность, осторожность;
- развивать психические функции: анализ, сравнение, наблюдательность;
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря в процессе работы над проектом;
- повысить компетентность родителей в вопросах воспитания у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
- привлечь семьи воспитанников, инспектора ГИБДД к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
- воспитывать навыки личной безопасности;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются и систематизируются знания и навыки безопасного поведения на дороге; разовьются такие качества как внимание, самостоятельность, осторожность, а также психические функции: анализ, сравнение, наблюдательность;
- повысится педагогическая компетентность родителей (законных представителей детей) в вопросах воспитания у детей основ дорожной безопасности;
- педагог овладеет разнообразными способами и методами обогащения знаний детей о ПДД, обогатит РППС по теме проекта;
- инспектором ГИБДД будет расширена профилактическая работа по ДТП среди подрастающего поколения.
Предварительная работа:
- поисковая деятельность по подбору иллюстративного материала, фотографий для создания альбома «Азбука дорожного движения»;
- оформление и оснащение уголка «Грамотный пешеход»;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения;
- подбор дидактических игр, картотек подвижных игр, загадок, художественной литературы по теме проекта;
- подготовка консультаций и бесед для родителей на тему безопасности детей;
- заключить соглашение с инспектором ГИБДД о сотрудничестве по профилактике ДТП.
Методы:
- НОД;
- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- Тематические беседы;
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам посёлка;
- Ситуационно- имитационное моделирование;
- Чтение художественной литературы;
- Художественное творчество;
- Использование фото и видеоматериалов, презентаций по теме ПДД;
- Встречи с инспектором ГИБДД;
- Посещение отделения ГИБДД МО МВД России «Советский»;
- Работа с родителями.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный
- Выявление уровня представлений детей о ПДД.
- Составление плана проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, наглядного материала, дидактических игр по данной теме.
- Подбор информации через сеть Интернет.
- Пополнение РППС.
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Доведение до родителей (законных представителей) важности темы проекта.
- Привлечение родителей (законных представителей) к оказанию помощи в поиске и подготовке материала по теме проекта.
- Встреча с родителями (законными представителями) и инспектором ГИБДД: «Знакомство с проектом».
II этап - основной
1. Беседы:
- «Правила дорожные знать каждому положено».
- «По дороге в детский сад».
- «Как правильно переходить улицу».
- «Зачем нужен светофор?».
- «Кто такой регулировщик?».
- «Как вести себя на улице».
- «Отправляясь в путь, ты про фликкер не забудь!».
- «Правила для велосипедистов».
- «Правила для пассажиров и пешеходов».
- «Безопасность на дороге зимой».
- «Знаки дорожные помни всегда».
- «Осторожно, дорога!».
- «Берегись автомобиля!».
- «Транспорт на улицах города».
- «Как появились правила дорожного движения» и др.
Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов:
- «Дорожные знаки»,
- «Дети и дорога»,
- «Безопасность на дороге» и др.
● В ходе бесед и рассматривания иллюстративного материала расширяются представления детей о дороге, ее элементах и подстерегающих опасностях на дороге.
2. Встречи с инспектором ГИБДД:
- Тематические мероприятия с детьми.
3. Игровая деятельность:
Д/игры:
- «Подумай – отгадай»,
- «Красный – зеленый»,
- «Угадай, какой знак?»,
- «Кто больше знает?»,
- «Подбери к ситуации соответствующий знак»,
- «Дорожные знаки»,
- «Путешествие на машинах»,
- «Светофор»,
- «Автомульти»,
- «Разрезные знаки»,
- «Наша улица»,
- «Законы улиц и дорог»,
- «Логическая дорожка»,
- «Поставь дорожный знак»,
- «Будь внимательным»,
- «Водители»,
- «Правильно разложи»,
- «Узнай по описанию»,
- «Кто отличник – пешеход?» и др.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Автобус»,
- «Школа начинающего водителя»,
- «Водители и инспектор ГИБДД»,
- «Путешествие на поезде»,
- «Водители»,
- «Путешествие на транспорте»,
- «Улица»,
- «Автосалон»,
- «ГИБДД»,
- «Правила дорожного движения».
Настольные игры:
- «Лото. Дорожные знаки»,
- «Путешествие пешехода»,
- «Азбука пешехода»,
- «Дорога к бабушке»,
- «Дорожное лото».
Подвижные игры:
- «Ловкий пешеход»,
- «Воробышки и автомобиль»,
- «Пешеходы и транспорт»,
- «Цветные автомобили»,
- «Дорожные знаки и автомобили»,
- «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»,
- «Грузовики»,
- «Гараж»,
- «Трамвайчики»,
- «Светофор» и т. д.
Игры – викторины, конкурсы:
- «Азбука дорожного движения»,
- «Дорожные знаки на наших улицах»,
- «Я – пешеход. Я – водитель»,
- «Лучший пешеход»,
- «Хорошо - плохо».
● В ходе игровой деятельности расширяются представления детей о дорожных знаках, дороге и ее элементах, правилах поведения на дороге.
4. Экскурсии, целевые прогулки:
- «В гости к инспектору ГИБДД»,
- «Улицы нашего посёлка»,
- «Перекрёсток»,
- «Транспорт на наших улицах»,
- «Дорога к детскому саду» и т.д.
● В ходе экскурсий дети знакомятся с работой инспектора ГИБДД, расширяются представления детей об улицах посёлка, их основных частях, дорожных знаках, правилах перехода через улицу, транспорте.
5. Чтение художественной литературы:
- С. Михалков «Светофор», «Скверная история», «Моя улица», «Дядя Степа».
- М. Пляцковский «Светофор».
- А. Северный «Три чудесных цвета».
- Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина».
- О. Бедарев «Если бы…».
- Н. Носов «Автомобиль».
- В. Головко «Правила движения».
- И. Серяков «Зебра на улице», «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог».
- Е. Житков «Светофор».
- Н. Калинин «Как ребята переходили улицу».
- В. Сиротов «Твой товарищ светофор».
- П. В. Ивнев «Как разговаривает улица».
- А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
- Л. Гальперштейн «Шлагбаум».
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
- Загадывание загадок.
● С помощью художественного слова у детей формируются осознанные представления о необходимости соблюдения ПДД.
6. Продуктивная деятельность:
- Рисование:
«Моя улица»,
«Как нельзя вести себя на улице»,
«Придумай новый дорожный знак»,
«Едем к бабушке»,
«В гостях у инспектора ГИБДД».
- Лепка:
«Веселый светофор»,
«Машины»,
«Наша улица».
- Аппликация:
«Дорожный знак»,
«Перекрёсток»,
«Железная дорога».
- Создание выставки рисунков «Безопасный пешеход».
- Конструирование макета «Улица».
- Создание книжек малышек «Азбука дорожного движения».
● В процессе продуктивной деятельности развивается интерес к рукотворному созиданию изученного материала.
7. Составление творческих рассказов:
«Истории о транспорте»;
«Что может произойти, если все дорожные знаки вдруг исчезнут?»;
«Что случится, если не будет правил дорожного движения?»;
«Интересный случай на дороге».
8. Решение проблемных ситуаций:
- «Что нужно знать»,
- «Чего не должно быть»,
- «Как правильно перейти через дорогу?»,
- «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».
9. Консультации:
- «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»,
- «Родителям о правилах дорожного движения»,
- «Родителям о формировании у детей психологической установки на соблюдение ПДД»,
- «Дорожные ловушки»,
- «Личный пример родителей – лучший урок!»,
- «Дети и дорога»,
- «Обучение правилам дорожного движения в семье»,
- «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
- Индивидуальные беседы с родителями «Безопасный пешеход начинается с детства».
● Педагогическое просвещение родителей (законных представителей).
III этап - заключительный
- Заслушивание мини-докладов детей на тему «Я и дорога».
- Выставка рисунков «Безопасный пешеход» (сотворчество детей и родителей).
- Обыгрывание с детьми макета «Улица».
- Проведение физкультурно-познавательного развлечения «Азбука дорожного движения» (с участием родителей (законных представителей) и инспектора ГИБДД).
- Вручение детям дипломов «Грамотный пешеход».
- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
- Трансляция опыта работы над проектом «Грамотный пешеход – основа безопасности» для педагогов, родителей (законных представителей) и представителей ГИБДД.
Используемая литература:
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007г.
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах»: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
|